Двигатель прогресса

В последнее время, когда я хочу найти информацию в интернете и делаю это при помощи поисковиков, меня, как говаривал классик, терзают смутные сомнения: насколько адекватна выдача по запросу? Это действительно топ-10 авторитетных страниц или же ссылки куплены?

На какие сайты приведет меня сеть? Полезные данные там или мусор? Сколько ресурсов мне предстоит посетить, чтобы проверить факты? Я даже не говорю про потерянное время и истекающий трафик, ведь бывает, что ты пользуешься интернетом с телефона в баснословно дорогом роуминге.

Еще недавно все было просто: если на вашем сайте процветал дельный контент, ресурс посещало все больше и больше пользователей и тем самым продвигало его в топе. Таким образом происходил естественный отбор. Однако эволюционировать бесконечно этой системе не дали, и вот уже сложно найти фирму, которая не задумывается о своем продвижении в «мировой паутине» за счет поисковой оптимизации и других хитростей. Результатом стало большое количество чисто рекламных сайтов и сайтов с посредственным контентом.

Движимое имущество

В рыночную эпоху мы должны бы привыкнуть, что превратились в часть целевой аудитории. В цель. Мишень. Добычу. Продвижение сайта — это набор хитрых уловок, чтобы поймать как можно больше целевых посетителей и/или целевых потребителей. В идеале, когда мы видим ссылку на сайт, то непременно должны по ней пройти, восхититься контентом и сразу же что-то купить. Ну, или хотя бы поместить закладку на страницу в избранное, чтобы купить завтра. Некоторые ресурсы, впрочем, не предлагают нам товары или услуги, а вначале на наших плечах строят свою популярность, чтобы после конвертировать ее в рубли — коммерциализировать. Так что к хорошей, бесплатной информации — комментариям экспертов, схемам и таблицам, инструкциям, картинкам и видео — отношение тоже становится подозрительное: а не сыр ли это в мышеловке?

Вместе с тем, если вы занимаетесь какой-то деятельностью, о которой нужно рассказывать массовой аудитории, у вас, наверное, есть или был когда-то сайт. И, конечно, вам хочется, чтобы этот сайт уважали поисковики. Я беру простенькую страничку — с нее когда-то начинала знакомая дизайнерская студия — и отправляю запрос в одно из бесчисленных агентств по продвижению. Согласно рекламе на их ресурсе (многостраничный, но лаконично решенный сайт), специалисты проанализируют, что можно сделать, — совершенно бесплатно! — и позвонят мне в течение трех дней. Я, конечно, понимаю, что мне предложат, скорее всего, снести этот сайтик и заказать новый, модный, но если продвижение и правда работает, мне должны рассказать, как сделать из совершенно глухого места в сети сверкающее Эльдорадо.

  Большое время

В ожидании я начинаю примерно прикидывать, а что можно было бы сделать?

Будем кратки

Во-первых, улучшить контент — скажем, разместить больше статей или на тему дизайна. Чтобы поисковые системы меня учитывали, пожалуй, буду выбирать в качестве информационного повода новости, которые и так в топе. Мол, сдана новая очередь элитного дома? А давайте разберемся, что такое элитный дизайн. Или открылась выставка декора — разбираемся, как такой-то новомодный прием воплощается в реальных интерьерах. Это покажет, что хозяин сайта разбирается в теме, следит за новостями, готов бесплатно делиться информацией.

Во-вторых, хотя мне это и самой не нравится, можно было бы вместо художественных заголовков сделать более… поисковые, что ли. Не доходить до стадии «Обои купить СПб», но все-таки приблизиться именно к той формулировке, которую обычно вводят в строку поиска. «Как выбрать обои» или «Как подобрать плитку». Да, не забыть, что заголовки должны быть краткие, лучше не превышать количество в 60 символов. Высчитывай теперь… Скучновато? Оторваться можно в самих статьях. Правда, в них бы тоже следовало повысить плотность ключевых слов и фраз. Писать тяжеловатые конструкции вроде «Среди тех, кто задумал выполнить качественный ремонт квартиры в Петербурге, немало людей, которые выбирают услуги дизайнера…» и надеяться, что их прочитают. Доменное имя я поменять не могу, а что еще толковое мне специалисты предложат? Поставят, скажем, программку, которая имитирует посещение сайта пользователем. Есть же такие? Тогда поисковые машины поймут, что мой сайт востребован, станут показывать его в топе, потекут заказы…

…Менеджер компании был очень вежлив, но чувствовалось, что ему нелегко подбирать слова. Пришлось «включить блондинку», и так я узнала, что вообще-то и с примитивным сайтом можно работать, если, конечно, мы готовы платить. Правда, работа будет заключаться не в кропотливом изменении контента — это все равно не позволит сделать такой уж рывок по сравнению с конкурентами, а просто в контекстовой рекламе «Яндекс. Директа». Это поможет накопить денег на развитие компании и заказ полноценного и сложного сайта, где изначально учтут все технические возможности для продвижения (разметку, теги), а также наладят систему работы, ведь мало один раз написать статью, полную ключевых слов, нужно пополнять их коллекцию, публиковать новости вашей компании, то есть сделать не «вывеску» в сети с телефоном, а живой ресурс.

  «ДЯГИЛЕВ. P. S.»: фото-джаз

Социальная работа

Блондинка продолжала «работать», и сжалившийся менеджер посоветовал мне все силы бросить на раскручивание группы в соцсетях — «В контакте» или «Фейсбуке», а уже оттуда выйти на качественный сайт.

В то же время он подтвердил, что хороший вариант, это когда не вы превращаете свой сайт в СМИ, над которым кто-то корпит, аккумулирует новости и вообще за счет работы над контентом набирает поток постоянных читателей, а когда ваша ссылка ненавязчиво стоит после потрясающей статьи с содержанием а-ля «Самые лучшие обои города, недорого, качественно, уникально, советуют звезды, эксперты и президент — и где их достать». В другой фирме со мной созвонились сразу после того, как я оставила свои координаты, а главное, адрес сайта, с которым следовало поработать.

Мне объяснили, что на самом деле никто не сможет с места в карьер дать рецепт, как раскрутить сайт. А если кто-то так говорит, то обманывает. Да, можно оптимизировать дизайн, поработать с семантическим ядром, то есть убрать очевидные ляпы, сгладить шероховатости. Больше времени (и денег) придется потратить на поиск решения. Спасет ли вас новостная колонка? Контекстная реклама? Новое доменное имя? Все вместе? В конце концов, уже изобрели баннеры и вирусный маркетинг (а также можно просто проанализировать и скопировать сайт лидера), а за простую накрутку счетчика посещений уже никто платить большие деньги не будет, ведь поисковые системы тоже совершенствуются.

Они начинают мыслить как многоголовый — и капризный! — пользователь. Так, проблема последнего времени среди «оптимизаторов и продвиженцев» — как обеспечить глубину просмотра и длительность присутствия на сайте, как вообще убедить поисковик, что именно на вашем ресурсе пользователь был, все изучил, ушел счастливый и обещал вернуться.

Интернет-голодание

Вся эта беседа свелась, конечно, к тому, чтобы я заказала поддержку сайта на постоянной основе, но не техническую, а фактически пиар-поддержку. Только в данном случае специалисты бы очаровывали не посетителей, а поисковики. Нет, даже не так — посетителей, и поисковики. SEO для людей и адекватный контент — это то, к чему призывают гуру раскруток. Правда, добавляют они, это после того, как вы правильно расставите все теги и наведете порядок на внутренних страницах. Таким образом, возможно, через какое-то время в поисковых топах мы начнем получать нормальные ссылки, которые будут вести на ресурсы, где тексты написаны русским языком, по делу и вообще полезны.

  Экономная экономика

Но мы-то начинали разговор с того, как искать необходимую информацию и не попадаться на продукт деятельности оптимизаторов?

Одно из средств — сесть на медиадиету. Марк Херст создал консалтинговую компанию в очень шаткой сфере: маркетинга и личной продуктивности. Оказалось, что завал писем в электронной почте, потребность обновлять новостную ленту и отдаваться веб-серфингу, а потом обнаруживать себя в каком-нибудь странном уголке интернета, личной продуктивности, мягко говоря, не способствуют. Тогда Херст написал книгу «Горшочек, не вари!». Это комплекс советов о том, как жить в эпоху информационной перегрузки. Одно из ключевых понятий, которое предлагается усвоить читателю, — медиадиета. Что это такое, многие знают. Сейчас даже стало популярно спрашивать у известных, авторитетных и успешных людей, в каких ресурсах они себя ограничивают. Ведь успешные люди не сидят в сети сутками, не тонут в море сообщений, однако в курсе всего. Или у них есть секретарша, или же они знают волшебные сайты и порталы, где информация появляется быстро, проверяется жестко.

Такая медиадиета подойдет и для оптимизации ваших поисков. Не секрет, что многие, когда им нужна биографическая справка, подписывают в строке поиска к имени и фамилии слово «вики» — то есть первой в списке будет нужная страница в «Википедии». Фильм, скорее всего, есть на «Кинопоиске», городские происшествия Петербурга добросовестно освещает «Фонтанка», а стихотворения находят, соответственно, на… Впрочем, возможно, вы сочтете такой набор банальным — составляйте свой список или воспользуйтесь существующими (активные люди уже поняли, как раскрутить «медиадиетную» тему http://digitalmediadiet. com). Отметим, что такие уточненные запросы просто дают более удобную отправную точку для поиска, оставляя в стороне «голый поиск» с купленными в нем местами в топе. Это не избавляет от проверки фактов из «Википедии» и перехода на сайт конкретного фильма, если вам нужно больше данных.

Что до продвижения (и это советуют помнить все, кто заказывал услугу), то можно накрутками, правдами и неправдами попасть на верхушку рейтинга, стать номером один в списке, но стабильность обеспечат не постоянные вливания в кампанию по раскрутке сайта, а адекватный контент. Не зря же есть такая сетевая мудрость: неважно, как ты попал в топ, важно, что ты делаешь, чтобы там оставаться.